Мой взгляд на роль учителя истории в системе образования

Эссе: «Моя педагогическая философия»

Задумывались ли вы о труде простого школьного учителя? Труд учителя сродни труда хлебороба и строителя: из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни, осознать гражданский долг. Но самое главное, что своим словом преподает самую трудную на свете науку – быть людьми. Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества: большие знания и большое сердце.

Сегодня на наших глазах изменяется страна, изменяется школа. Все, что бурлит вокруг, хлынуло в классы. Жизнь современного ученика не менее динамична, чем жизнь общества. Успешно идут процессы компьютеризации, технологизации школы, которые, несомненно, помогают учителю развивать интеллект школьников, но не будят его душу. Человек, лишенный человечности, – носитель зла. Поэтому сейчас больше, чем когда бы то ни было, учителей волнует духовно-нравственный мир ребенка. Предотвратить пустоту души, убогость интересов, разбудить стремление работать над собой, воспитать отзывчивость сердца, тонкость и красоту чувств, научить управлять своим внутренним миром, помочь успешно войти в социум - не менее важная задача школы. Одностороннее развитие интеллекта человека не дает оснований надеяться на то, что его деятельность будет направлена на служение обществу.
Я убеждена, что в силу огромной важности педагогической профессии учитель, прежде всего, должен быть профессионалом. Как разочаровывают нас случаи непрофессионального поведения в органах власти, правопорядка и других сферах! А ведь учитель прикасается к открытым и доверчивым сердцам детей…

Профессионал, прежде всего, осознает смысл педагогической деятельности, понимает свою роль в развитии индивидуальности ученика, видит ценности исторического опыта для познания настоящего и прогнозирования будущего. Смысл истории как учебного предмета состоит в том, что ребенок должен научиться оценивать настоящее под углом зрения прошлого и делать осознанный выбор между добром и злом, честью и бесчестием.

Первым элементом профессионализма является ценностно-смысловой, который отражает систему ценностей, установок и смыслов жизнедеятельности педагога. Во все времена основу цивилизации составляли такие человеческие ценности, как сострадание, порядочность, мудрость, доброта. Нельзя стать личностью без этих качеств. Прежде всего необходимо научить ребенка простым человеческим чувствам: любви, доброте, отзывчивости, пониманию, состраданию, справедливости… Есть определенная закономерность: если хочешь, чтобы ребенок был добрым, честным, ответственным, начни с самого себя.

Мотивационный компонент состоит в наличии мотивов достижений, реализации творческого потенциала и индивидуальной успешности как профессиональной, так и личностной. Если учитель заряжает своим умением общаться, уважительным отношением к людям, своей любовью, успешностью, творчеством – к этому будут стремиться и его ученики.

Когнитивный компонент профессионализма может быть представлен индивидуальной системой знаний исторического, методического, методологического, психологического и технологического характера. Эти знания являются комплексными, системными и обеспечивают единство содержательной и процессуальной сторон деятельности учителя истории. Они позволяют педагогу достигать поставленные цели, решать образовательные задачи. Отличное знание своего предмета, методическое мастерство, эрудиция учителя высоко оцениваются учащимися. Большое уважение, любовь проявляют ученики очень часто именно к мастерам своего дела.

Процессуально-методический компонент профессионализма заключатся в наличии развитых способностей, обеспечивающих моделирование, проектирование, конструирование и реализацию проектов методической деятельности. За закрытыми дверями классной комнаты деятельность учителя истории всегда носит индивидуальный характер: на нем лежит величайшая ответственность за введение ребенка в мир культуры. Большинство учащихся будет знать и уметь то, чему научил его учитель истории. Это обязывает учителя держаться на уровне современной науки. Путь учителя – всегда вперед; остановившегося непременно обгонит время, и молодость – самый точный хронометр века – сразу засечет отставание.

Умение выявлять индивидуальные особенности методической деятельности, анализировать результаты своей обучающей деятельности, определять проблемы в организации процесса обучения истории составляет содержание рефлексивного компонента профессиональной деятельности.
Интегративным показателем профессионализма учителя истории является индивидуальный стиль методической деятельности. Оптимальное сочетание индивидуального стиля, помноженное на чувство личной ответственности за результаты своей деятельности по духовному развитию молодежи посредством учебного предмета истории, является условием профессиональной компетентности учителя истории. Следует отметить, что развитие профессионального мастерства возможно только через развитие индивидуального стиля. Обогащение и развитие стиля преподавания приводит к изменению профессиональных качеств, которые обеспечивают смещение акцентов в деятельности учителя истории с процесса усвоения исторических фактов на процесс создания условий для развития у ученика личного способа ориентации в историческом прошлом.

Таким образом, учитель истории (профессионал) – это человек, способный выстроить траекторию своего духовного и личностного профессионального развития, связанного с освоением и выбором культурных смыслов исторического развития, самоопределением в системе ценностей педагогической деятельности.

Установлено, что стиль педагогической деятельности зависит от множества факторов: психического склада человека, его ценностных ориентаций, уровня образования и общей культуры, влияния ближайшего социального окружения и авторитета людей, оказавших наибольшее воздействие на процесс социализации педагога.

Основной тенденцией развития современного образования является переход от традиционного к инновационному обучению. Инновационные методы в образовании - педагогические методы, основанные на использовании современных достижении науки и информационных технологий. Основными инновационными методами в образовании являются методы проблемного и проектного обучения, моделирования, контекстного и активного обучения, мозгового штурма, кейс-стади, творческих заданий, игровых технологий и др. Инновационные методы предполагают: возрастание роли обучаемого в учебном процессе, смещение центра (фокуса) учебного процесса от преподавателя к обучающемуся; усиление функции поддержки обучающихся, помощи ему в организации индивидуального учебного процесса; возможность обратной связи преподавателя с каждым обучающимся при использовании новых коммуникационных технологий. Основными чертами инновационного обучения являются ориентация на процесс учения; субъект-субъектные отношения; ориентация образовательного процесса на самоценность ученика; проектирование образовательной среды, адекватной индивидуальным особенностям учащихся. Результатом обучения является способность ученика к самоопределению и саморазвитию.

Каждый, кто сегодня трудится в школе, работает на будущее и в ответе за это будущее. И особенно счастлив в своей судьбе тот, кому встретился учитель, умеющий принести в класс увлеченность, любовь и, конечно же, знания, освященные этой любовью.

Непросто вложить в головы детей премудрости наук. Еще трудней научить их учиться: впитывать знания с охотой, любознательно добывать их из книг и из жизни. Открывая ребенку мир, учитель учит его жить в этом мире.
Есть службы, которые заставляют человека подниматься над своими слабостями. Избравший профессию учителя, сам себя назначает на такую службу. Она требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества. Поэтому, на мой взгляд, она и самая интересная!

Лушкина Татьяна

   
  © copyright 2010
Специально для конкурса «Учитель года»
Сайт создан в системе uCoz