Эссе: «Моя педагогическая философия»

Мой взгляд на роль учителя истории в системе образования

Выдающийся отечественный историк В. О. Ключевский писал: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином». Этот тезис достаточно точно определяет мое отношение к роли исторического курса в системе образования.

В реформировании школьного образования действуют несколько тенденций, определяющих его развитие: смена образовательных парадигм, изменение опыта учащихся, переход к гуманитарно-ориентированному образованию.
Школьное историческое образование является сложноорганизованной системой, и ее совершенствование возможно лишь при условии учета реальных тенденций, обусловливающих ее развитие. Можно выделить глобальные тенденции, характерные для современного мирового и российского образования.

Современная ситуация в образовании интересна тем, что учителю истории приходится действовать в условиях социальной изменчивости. В короткие сроки изменились представления о системе ценностей, условиях развития самого общества. Современные процессы активизируют задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации, базирующейся на приоритете ценности человеческой морали и культуры. Процессы реформирования самого общества не завершены. Успех же реформ зависит от образовательной политики, в частности, в области исторического образования; преодоление кризисных явлений – от эффективности образовательного процесса. В этих условиях нормой становится такая черта учителя-профессионала, как креативность, выражающаяся в постоянном поиске путей развития учебного процесса по предмету история.

Переход к информационному обществу ведет к изменению информационного пространства школьников. Учитель истории по-прежнему выступает основным источником информации, но возникает и необходимость организации самостоятельной работы учеников с источниками, чтобы учащиеся могли создать собственную "версию истории". Необходимо дополнить учебно-методический комплекс современными информационными технологиями.
Переход к гражданскому обществу создает возможности выбора альтернативных точек зрения, формирования умения отстаивать свою гражданскую позицию.

Происходит смена культур: от книжной культуры к так называемой экранной культуре. Нынешнее поколение школьников меньше читает, больше смотрит телевизор, работает за компьютером. Возникает необходимость актуализации имеющихся у школьников представлений, ассоциаций.

Одновременно с глобальными тенденциями действуют тенденции, связанные с российскими проблемами: переход к рыночной экономике, которая требует от личности не только специализации, но и универсальности знаний; смещение ценностных ориентаций; все больший акцент на либеральные ценности классического типа. Но в российском обществе еще сохранились и ценности социалистического идеала, соборности.

Одновременно с этими тенденциями изменяются и подходы к познанию истории. Один из современных специалистов в области исторического образования Е. Е. Вяземский отмечает, что в системе школьного исторического образования можно найти проявление многих подходов: экземпляристского, естественно-исторического, историко-социологического, историко-культурного, микроисторического, антропологического.

К. Линденберг отстаивает необходимость антропологического подхода. В рамках этого подхода он определяет историю как науку о человеке, суть которого в исторических деяниях проявляется; по его мнению, заниматься историей - значит знакомиться с активным и пассивным опытом человечества. При этом подходе возникает вопрос, как история формирует человека и как люди создают историю. При антропологическом подходе ученику дают то, что будет расти вместе с ним, сообщая ему кое-что о нем самом, заставляя его смотреть на мир по-другому и ставя перед ним вопросы и загадки, не разрешимые тотчас в ходе урока.

Исходя из вышесказанного пересматриваются цели обучения истории, которые должны быть ориентированы на развитие, прежде всего, исторического сознания. Ведущими направлениями гуманизации исторического образования являются "очеловечивание истории", обогащение учебного материала ценностями общечеловеческого характера; раскрытие мира человека определенной эпохи; осторожность в подходе к факторам преобразования общества и природы; показ многовариантности путей исторического развития; усиление личностного, эмоционально-ценностного аспекта содержания через рассмотрение вопросов исторической науки, носящих дискуссионный характер, через изложение альтернативных точек зрения.

В настоящий момент дидактические поиски учителей истории связаны с освоением инновационных моделей обучения, ориентированных на включение ученика в активную деятельность. Учитель истории как никакой другой открывает своим ученикам окружающий мир. История лежит в основе миропонимания, а значит - и системы образования.

Лушкина Татьяна

   
  © copyright 2010
Специально для конкурса «Учитель года»
Сайт создан в системе uCoz